Рабочая программа воспитания МБДОУ дс №32 Березка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 «Березка»
(МБДОУ д/с №32 «Березка»)
ПРИНЯТА
Решением педагогического совета
МБДОУ д/с №32 «Березка»
(протокол от 23.08.2021 № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ д/с №32 «Березка»
от 23.08.2021 № 15/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБДОУ Д/С №32 «БЕРЕЗКА»

пос. ПЕРСИАНОВСКИЙ, 2021

2

Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка

3

1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

5

1.2.1. Цель и задачи Программы воспитания

5

1.2.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

5

1.2.2.1. Уклад образовательной организации

6

1.2.2.2.Воспитывающая среда ДОO

7

1.2.2.3. Общности (сообщества) ДОО

7

1.2.2.4. Социокультурный контекст

9

1.2.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО

9

1.2.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
1.2.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
и раннего возраста (до 3 лет)
1.2.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста (до 8 лет)
II. Содержательный раздел

10

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

12

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

12

2.1.2. Социальное направление воспитания

13

2.1.3. Познавательное направление воспитания

14

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

15

2.1.5. Трудовое направление воспитания

16

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

16

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
III. Организационный раздел

18

3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

23

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

25

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

20

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

26

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
3.7. Календарный план воспитательной работы

28

Приложение. Календарный план воспитательной работы

31

10
11

21

29
30

3

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБДОУ д/с №32 «Березка» (далее – Программа,
Программа воспитания), разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован
Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р
- Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, разработанной
сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного
задания и одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в
МБДОУ д/с №32 «Березка» (далее – ДОУ) предполагает преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО).
Программа воспитания ДОУ является компонентом основной образовательной
программы МБДОУ д/с №32 «Березка» (далее ООП ДО МБДОУ д/с №32 «Березка») и
призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать
воспитательный потенциал совместной деятельности. Срок реализации Программы
воспитания, как и ООП ДО МБДОУ д/с №32 «Березка» пять лет. Структура Программы
воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в
каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде».

4

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют
направления Программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в Программе воспитания отражено взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, а
также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе
возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей,
подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные
и национальные ценности российского общества.
Которые, для полноценного освоения ребёнком, нашли свое отражение в основных
направлениях воспитательной работы ДОУ.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными
субъектами образовательных отношений.
Программа воспитания реализуется в
социальном партнерстве с другими
организациями.

5

1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания
1.2.1. Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание
условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского
общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (
1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели
воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными
действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания
соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Цели и задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения
ребенка в детском саду, во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО). Все виды детской деятельности осуществляются:
- в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в которых взрослые
открывают ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками, реализуют культурные практики,
в
которых
осуществляется
самостоятельная
апробация
каждым
ребенком
инструментального
и
ценностного
содержания.
- в свободной инициативной деятельности ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.2.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический,
культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии:
- развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;
- духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
- идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
- амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически
детских видов деятельности».

6

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС
ДО.
Программа
воспитания
построена
на
основе
духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования;
 принцип неукоснительного соблюдения законности и прав семьи ребенка
Соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета
безопасности ребенка.
Данные принципы реализуются в укладе ДОУ, включающем воспитывающие
среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона
(Ростовской облпсти) и ДОУ.
Уклад, базирующийся на системе ценностей дошкольного воспитания, учитывает и
объединяет в себе:
- устоявшийся порядок жизни в ДОУ с учётом специфики и конкретных форм
организации режима и расписания образовательной деятельности (дневного, недельного,
месячного, годового циклов жизни детского сада);

7

- нормы и правила, направленные на достижение определенной воспитательной
цели, а также прочно сложившиеся традиции ДОУ, которые принимаются детьми и
родителями, совершенствуются и приумножаются;
- благоприятный, психологический климат, обеспечивающий комфортность,
безопасность пребывания детей в детском саду;
- предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
1.2.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
1.2.2.3. Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками
ДОУ. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в
основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия
собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности,
цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача –
объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение
ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения

8

воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в
дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у
всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые
вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в
том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и
друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими,
помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования
общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это
возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной
группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;

9

 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на
идеи и поведение человека.
Социокультурные
ценности
являются определяющими
в
структурносодержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут
выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее
реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

10

 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.2.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо
линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно
сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе
в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.2.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье,
Патриотическое
близким, окружающему миру
Человек, семья,
Способный понять и принять, что такое
Социальное
дружба,
«хорошо» и «плохо».
сотрудничество
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие,
доброту.
Испытывающий
чувство
удовольствия
в случае одобрения и чувство огорчения
в случае неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении. Способный
общаться с другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств общения.
Знание
Проявляющий интерес к окружающему миру
Познавательное
и активность в поведении и деятельности.
Здоровье
Выполняющий
действия
по
Физическое

11

и оздоровительное

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и
красота

самообслуживанию:
моет
руки,
самостоятельно ест, ложится спать и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий
интерес
к
физической
активности.
Соблюдающий
элементарные
правила
безопасности в быту, в ДОУ, на природе.
Поддерживающий элементарный порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре,
в продуктивных видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

1.2.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы
для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Познавательное

Ценности
Родина,
природа

Показатели

Любящий свою малую Родину и имеющий
представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и
сотрудничество общества, правдивый, искренний, способный к
сочувствию и заботе, к нравственному поступку,
проявляющий
задатки
чувства
долга:
ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия между
людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать
со
взрослыми
и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Знания
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении,
в том числе творческом, проявляющий

12

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и
красота

активность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании, обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей российского общества.
Владеющий основными навыками личной
и
общественной
гигиены,
стремящийся
соблюдать правила безопасного поведения в
быту, социуме (в том числе в цифровой среде),
природе.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности, проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве,
стремящийся
к
отображению
прекрасного
в
продуктивных
видах
деятельности,
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия;
ощущения принадлежности к своему народу.

13

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности
за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к
ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их
этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач педагогический коллектив ДОУ концентрирует
свое внимание на следующих основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи,
группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к
социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в
детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника
представления
о
мире
профессий
взрослых,
появление

14

к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как
важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Задачи социального направления воспитания:
- формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.
Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях;
- формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила;
- развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач педагогический коллектив ДОУ концентрирует свое
внимание на следующих основных направлениях воспитательной работы:
- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
- учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
- учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
- создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель
познавательного
направления
воспитания
–
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
- развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
При реализации указанных задач педагогический коллектив ДОУ концентрирует свое
внимание на следующих основных направлениях воспитательной работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

15

- организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию;
различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое
развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной
активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой
деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания
детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и
здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического
и эстетического развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней
среды;
укрепление опорно-двигательного
аппарата;
развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры,
здоровья и безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
При реализации указанных задач педагогический коллектив ДОУ концентрирует свое
внимание на следующих основных направлениях воспитательной работы:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных
игр, дворовых игр на территории ДОУ;
- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
- введение оздоровительных традиций в ДОУ.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у
дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не
только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
формируются на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они
становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки педагогический коллектив
ДОУ концентрирует свое внимание на следующих основных направлениях
воспитательной работы:
- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
- формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
и чистоте тела;

16

- формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведётся
ДОУ в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд
оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к
труду.
Основные задачи трудового воспитания:
- ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей;
- формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования;
- формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач педагогический коллектив ДОУ концентрирует свое
внимание на следующих направлениях воспитательной работы:
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным,
сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются
ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

17

Задачи этико-эстетического воспитания:
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
- воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, педагогический
коллектив ДОУ концентрирует свое внимание на следующих основных направлениях
воспитательной работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;
- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение подготовиться
к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,
после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой;
привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности педагогического коллектива по эстетическому
воспитанию предполагают следующее:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
их произведений в жизнь ДОУ;
- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.

18

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества. Проникновение воспитания в процессы
обучения, присмотра и ухода за детьми является необходимым условием получения
дошкольного образования воспитанниками детского сада.
ДОУ расположено на территории п. Персиановский. Рядом со зданием ДОУ
находятся учебные корпуса ДГАУ, Дворец культуры ДГАУ; МБОУ СОШ №61, МБУ ДОД
ДШИ, Центр культурного развития, участковая больница п.Персиановский, аптеки,
магазины. Удобство транспортного расположения обусловлено автомобильной дорогой
федерального значения «М-19» Ростов-Харьков, а также магистралью Северо-Кавказской
железной дороги. Условия расположения детского сада способствуют успешной
социализации воспитанников. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с
социальным окружением, не покидая пределов поселка.
На основании приказа №10 от 20. 03. 2018г. Федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования» ДОУ является пилотной площадкой по апробации и
внедрению комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух
месяцев до трех лет. Реализация данного направления осуществляется в соответствии с
планом мероприятий совместной деятельности ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, отдела
образования Октябрьского района и муниципальных бюджетных дошкольных
образовательных учреждений №30, №32, №39, №42, №45 внедряющих комплексную
образовательную программу «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.
Важным направлением деятельности детского сада является усиление
воспитательной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Его актуальность связана с территориальной расположенностью детского сада (в
окружении дорог), увеличением количества автомобилей на дорогах посёлка и
неспособностью детей оценить реальную опасность, грозящую им на дороге. Интеграция
в воспитательном процессе региональной программы «Приключения Светофора»
позволяет не только формировать и развивать навыки ориентировки в дорожной ситуации
и правильного применения ПДД, но и воспитывает у детей потребность быть
дисциплинированными, осторожными и осмотрительными.
Приоритетным в воспитательном процессе ДОУ является нравственное
воспитание: приобщение к семейным ценностям, истории и культуре родного края,
воспитанию основ нравственности, гражданственности, патриотизма. Педагогами ДОУ
разработан и внедряется в практику деятельности воспитательный проект «Я живу в
России», который позволяет не только познакомить дошкольников с культурой, историей
и традициями родной страны, но и затронуть их эмоциональную сферу, познавательные
интересы, включить их в деятельность, направленную на познание особенностей родной
страны.
Процесс воспитания детей охватывает весь период их пребывания в детском саду,
он реализуется в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, в совместной
деятельности с детьми и индивидуальной работе. Игра как ведущий вид деятельности
дошкольников выражает естественную потребность дошкольников и соответствует целям
воспитания. Педагоги профессионально владеют методикой игры и её использованием в

19

воспитательном процессе, кроме того, в детском саду имеются финансовые, материальнотехнические и другие предпосылки для развития игры детей.
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей, качества педагогического руководства. Организованное
проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и
опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во
время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она
организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации
дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном
внимании и контроле, например, часто болеющими и т.д.
Особенности содержания и планирования деятельности в режимных моментах
Деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени:
- наблюдения в уголке природы, за деятельностью взрослых;
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей;
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения,
сотрудничества, гуманных проявлений, проявлений эмоциональной отзывчивости к
взрослым и сверстникам и т.п.;
- трудовые поручения, дежурство (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными
растениями, подготовка к НОД и пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и пр. разнообразного
содержания;
- индивидуальная работа с детьми в соответствии с задачами разных ОО;
- двигательная деятельность детей, активность которой зависит от содержания ООД в
первой половине дня;
- работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья;
- «Утренний круг»;
- персональное общение с родителями.
Деятельность, осуществляемая во время прогулки:
- подвижные игры, спортивные игры, упражнения (основные движения,
общеразвивающие, спортивные (катание на санках, велосипеде, самокате и т.д.);
- наблюдения за объектами и явлениями природы, социальным окружением;
- экспериментирование (опыты) с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые, режиссёрские и конструктивные игры (с песком, снегом, природным
и другим материалом);
- дидактические игры;
- коллективная и индивидуальная трудовая деятельность - хозяйственно-бытовой труд,
труд в природе;
- индивидуальная работа с детьми в соответствии с задачами разных ОО;
- свободное общение воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Деятельность, осуществляемая во второй половине дня:

20

- индивидуальная работа с детьми;
- совместная игра воспитателя и детей:
 творческая: сюжетно-ролевая, режиссерская и т.д.;
 дидактическая;
- ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.
Ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам,
старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов
литературных произведений) и имитационно-игровыми, могут планироваться
воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в
группе, способствовать разрешению возникающих проблем).
- творческая мастерская: изготовление игрушек и т.д.; создание произведений для
собственной художественной галереи (продукты детского рукоделия и т.п.).
- музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия).
- сенсорный и интеллектуальный тренинг.
- детский досуг, развлечение, праздник и т.п. — вид деятельности, целенаправленно
организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
- коллективная и индивидуальная трудовая деятельность - хозяйственно-бытовой труд,
ручной труд, труд в природе;
- «Вечерний круг»;
- персональное общение с родителями.
Механизм реализации Программы основывается на выделении в качестве
системообразующих определённых видов деятельности, играющих первостепенную роль
в построении воспитательной работы, и ключевых событий (дел), которые распределены в
годовом календаре мероприятий. Значимыми событиями в течение года могут быть
традиционные мероприятия детского сада, мероприятия «Календаря образовательных
событий Российской Федерации», коллективные дела группы детей под руководством
воспитателя. В годовом планировании воспитательной работы они задают тематику
недель, которая включает подготовку и проведение главного мероприятия. Ключевые
события, мероприятия могут быть связаны с произведениями детской художественной
литературы, искусства, народного творчества. Они рассматриваются педагогами как
наиболее доступные и действенные средства воспитания, обеспечивающих развитие
личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными
ценностными установками. Организация ключевых (важных, ведущих) дел вокруг
выбранного центрального события позволяет разрушать межвозрастные барьеры
взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные
потребности детей и взрослых в общении, творческом самовыражении, признании,
коллективе. Такой подход к реализации программы воспитания позволяет легко вводить
региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. Введение похожих
тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных
целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста,
органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Важным звеном в организации взаимодействия участников воспитательного
процесса является сотрудничество ДОУ с социальным окружением, организациями
дополнительного образования детей, культуры и спорта: МБОУ СОШ №61 формирование психологической готовности к школе, созданию условий для

21

благоприятной адаптации детей к школьному обучению; Казачьим драматическим
театром г.Новочеркасска – организуется показ спектаклей, знакомство с театральным
творчеством; МБОУ ДОД
Школой искусств п.Персиановский - ознакомление
воспитанников с классической музыкой, музыкальными инструментами; педиатрическим
кабинетом Персиановской участковой больницы - охрана и укрепление здоровья детей.
Прогулки, экскурсии в аптеки, магазины, учреждения социально – бытового назначения,
находящиеся на территории посёлка Персиановский, встречи с жителями нашего посёлка
способствуют ознакомлению детей с социальным статусом родителей и жителей посёлка.
Организация мероприятий проводится на основе договора о сотрудничестве и плана
работы. Мероприятия проводятся, как на базе ДОУ, так и на базе образовательного или
спортивного или иного учреждения (организации). Договор и план мероприятий по
преемственности заключается ежегодно МБОУ СОШ №61, МБОУ ДОД
Школой
искусств п.Персиановский, с остальными организациями мероприятия имеют разовый
характер, проводятся по предварительной договоренности.
В ДОУ реализуется адаптированная основная образовательная программа ДО
МБДОУ д/с №32 «Березка» детей с ТНР. Коррекционно – образовательный процесс
осуществляется в группах компенсирующей направленности. Основной формой работы
специалистов педагога-психолога и учителя-логопеда являются индивидуальные и
подгрупповые занятия, в зависимости от характера и выраженности речевого дефекта,
психологических и характерологических особенностей детей.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения
социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста строиться на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляет основу уклада ДОУ, в котором строится
воспитательная работа.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей педагогов
и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы.
Направления/ виды
Формы организации
Цель использования
форм
взаимодействия
Выявление интересов,
Проведение социологических срезов,
Информационноаналитический блок потребностей, запросов опросов, интервьюирование
родителей, уровня их
Анкетирование
педагогической
Посещение семей
грамотности
Создание банка данных по семьям
воспитанников
Ознакомление
Тематические консультации
Повышение
родителей с
Индивидуальное консультирование
педагогической,
Беседы
правовой культуры возрастными и
Познавательные
психологическими
Семинары-практикумы

22

особенностями детей
дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических
навыков воспитания
детей

Совместно деятельностный
блок
Досуговые

Установление эмоционального контакта
между педагогами,
родителями, детьми

Информационный
блок
Наглядно-информационные:
информационноознакомительные;
информационнопросветительские

Ознакомление
родителей с
деятельностью
МБДОУ,
особенностями
воспитания детей.
Формирование у
родителей знаний о
воспитании и развитии
детей

Круглые столы
Тренинги
Вечера вопросов и ответов
Проведение собраний, консультаций в
нетрадиционной форме
Мини-собрания
Собрания (общие, групповые)
Педагогическая гостиная
Устные педагогические журналы
Игры с педагогическим содержанием
Мастер - классы
Педагогическая библиотека для
родителей
Исследовательско-проектные,
ролевые, имитационные и деловые
игры
Совет родителей
Совет МБДОУ
Совместные досуги, праздники,
конкурсы, походы, экскурсии,
экспедиции
Совместная продуктивная и
творческая деятельность
Выставки совместного творчества
родителей и детей
Гостиные (литературные,
музыкальные)
Акции
Недели, Дни здоровья
Индивидуальные проекты для
совместного выполнения детьми и
родителями
Создание рукописных книг,
написанных и оформленных детьми,
родителями и педагогами
Выставки тематические
Книга благодарностей
Информационные проспекты для
родителей
Дни (недели) открытых дверей
Открытые просмотры занятий и
других видов деятельности детей
Организация мини-библиотек
Брошюры
Информационные листы

23

Презентации
Публикации в средствах массовой
информации
Памятки и информационные письма
для родителей
Рекламные буклеты, листовки,
плакаты по творческому
взаимодействию взрослых и детей
Сайт МБДОУ; Вебинар; Скайп; Блог; Социальная сеть; Трансляция с
использованием экранов, светодиодных табло; Электронная почта; WhatsApp и др.
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ДОУ реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень
начального общего образования:
- Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
- Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению.
- Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
- Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах
которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических,
национальных и пр.).
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои
собственные, – для всех участников образовательных отношений.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и
отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу),
безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между
детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в
себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников
образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги.
№ п/п
Шаг
Оформление
1
Определение ценностно-смыслового
Устав ДОУ, локальные акты, правила
наполнения жизнедеятельности ДОУ.
поведения для детей и взрослых,
внутренняя символика.

24

2

3

Отражение сформулированного
ценностно-смыслового наполнения
во всех форматах жизнедеятельности
ДОУ:
- специфике организации видов
деятельности;
- обустройстве развивающей
предметно-пространственной среды;
- организации режима дня;
- разработке традиций и ритуалов
ДОУ;
- праздниках и мероприятиях.
Обеспечение принятие всеми
участниками образовательных
отношений уклада ДОУ.

ООП ДО МБДОУ д/с №32 «Березка»,
Программа воспитания.

Требования к кадровому составу
и профессиональной подготовке
сотрудников.
Взаимодействие ДОУ с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство ДОУ с
социальным окружением.
Договоры и локальные нормативные
акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая
среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая
среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет
его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе
специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого,
обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой.
Программа
воспитания
предполагает
создание
следующих
условий,
обеспечивающих воспитание ребенка в сфере его личностного развития:
1. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего
социальную ситуацию его развития. Создание таких ситуаций, в которых каждому
ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, поддержка
инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности,

25

обеспечение опоры на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных
навыков.
2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. Формирование игры
как важнейшего стимула воспитания ребенка в сфере его личностного развития.
3. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей
воспитанию ребенка в сфере его личностного развития по образовательным областям:
физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
4.
Сбалансированность
игровой,
коммуникативной,
познавательноисследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности,
восприятия
художественной
литературы
и
фольклора,
конструирования,
самообслуживания и элементарного бытового труда, то есть гармоничное слияние
совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка в
сфере его личностного развития. Поддержка педагогами родителей (законных
представителей) дошкольников в воспитании детей в сфере их личностного развития и
взаимодействие семей воспитанников с МБДОУ.
6. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и
мастерства мотивирования ребенка уважение педагогов к человеческому достоинству
воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности
в собственных возможностях и способностях.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность
воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими
людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того,
чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная
ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и
возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.
Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная
беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и
подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с
календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности;
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик;

26

 создание творческих детско-взрослых проектов.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это
поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную,
региональную специфику, специфику ДОУ и включает:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится Программа воспитания,
способствовует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, района и ДОУ.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится ДОУ.
Среда является экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
Среда
обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка отражаются и
сохраняются в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Среда ДОУ является
гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС персонал ориентируется на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса
организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью
обеспечения
оптимального
развития
личности
ребенка.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога
осуществляется в процессе ее проектирования и организации.
Наименование
Функционал, связанный с организацией и реализацией

27

должности
(в соответствии со
штатным
расписанием)

Заведующий детским
садом

Заместитель заведующего
по воспитательной и
методической работе

Педагог-психолог

Воспитатель

воспитательного процесса

- управление воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
- создание условий, позволяющих коллективу реализовать
воспитательную деятельность;
- формирование мотивации педагогов к участию в
разработке и реализации разнообразных образовательных и
социально значимых проектов;
- организационно - координационная работа при проведении
общесадовых воспитательных мероприятий;
- регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;
- контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе
осуществляется через мониторинг качества
организации воспитательной деятельности в ДОУ)
- стимулирование активной воспитательной деятельности
педагогов.
- подведение итогов воспитательной деятельности в ДОУ за
учебный год;
- планирование воспитательной деятельности в ДОУ на
учебный год, включая календарный план воспитательной
работы;
- информирование о наличии возможностей для участия
педагогов в воспитательной деятельности;
- наполнение сайта ДОУ информацией о воспитательной
деятельности;
- организация повышения психолого-педагогической
квалификации воспитателей и специалистов;
- участие воспитанников в конкурсах, акциях, фестивалях и
т.д. различного уровня;
- организационно-методическое сопровождение
воспитательной деятельности педагогических инициатив;
- создание необходимой для осуществления воспитательной
деятельности инфраструктуры;
- развитие сотрудничества с социальными партнерами.
- оказание психолого-педагогической помощи;
- осуществление социологических исследований
воспитанников;
- организация и проведение различных видов
воспитательной работы;
- подготовка предложений по поощрению педагогов за
активное участие в воспитательном процессе.
- обеспечение занятиями воспитанников творчеством,

28

Инструктор по
физической
культуре
Музыкальный
руководитель
Учитель-логопед

Младший
воспитатель

физической культурой и т.д.;
- формирование у воспитанников активной гражданской
позиции, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях современной
жизни, сохранение традиций ДОУ;
- организация работы по формированию общей культуры
будущего школьника;
- внедрение здорового образа жизни;
- внедрение в практику воспитательной деятельности
научных достижений, новых технологий образовательного
процесса;
- организация участия воспитанников в мероприятиях,
проводимых на ФУ, РУ, МУ, уровне ДОУ в рамках
воспитательной деятельности.
- участие в организации жизнедеятельности
воспитанников, в проведении занятий, организуемых
воспитателем;
- осуществление под руководством воспитателя
повседневной работы, обеспечение создания условий
для социальной адаптации воспитанников;
- организация с учетом возраста воспитанников их работы
по самообслуживанию, оказание им необходимой помощи.

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Перечень локальных правовых документов ДОУ, в которые вносятся изменения в
соответствии с Программой воспитания:
- Программа развития МБДОУ д/с №32 «Березка» на 2020-2025 гг.
- ООП МБДОУ д/с №32 «Березка»
- АООП ДО детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ д/с №32 «Березка»
- Рабочие программы воспитателей, специалистов
- Годовой план работы МБДОУ д/с №32 «Березка» на учебный год
- Календарный учебный график МБДОУ д/с №32 «Березка»
- Планы взаимодействия с социальными партнерами
- Должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию воспитательной
деятельности в ДОУ.
Подробное описание приведено на официальном сайте МБДОУ д/с №32 «Березка»
в разделах «Документы» «Образование»
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей

29

(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ДОУ инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в ДОУ при реализации
инклюзивного образования, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом
воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ являются:

30

1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение
эмоционально-положительного
взаимодействия
детей
с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний
и представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.7. Календарный план воспитательной работы
Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей
по следующим этапам:
 погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение,
просмотр, экскурсии и пр.);
 разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие
продукты;
 организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может
повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте
неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого
события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному
содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть
интегративными.
Каждый воспитатель ДОУ разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм
действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на
основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики
находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его
поведении.

ДЕКАБРЬ

НОЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

СЕНТЯБРЬ

МЕСЯЦ

31

ТЕМА /
ТЕМО-ОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
1 – День Знаний
2-8 – Неделя безопасности
6 – День добрых дел
9 - Всемирный день красоты
13 - (1937г.) день образования
Ростовской области
27 – День воспитателя и всех
дошкольных работников
1 – День пожилых людей
1 - Международный день музыки
2 - День гражданской обороны
4- Всемирный день защиты животных
5 – Международный день учителя
16 октября - Всемирный день хлеба
16 октября – Всемирный день
здорового питания
28 - 30 (любой из дней) - День
интернета.
4 – День народного единства
13 ноября - Всемирный день Доброты
16 -Международный день
толерантности
18 ноября - День рождения Деда
Мороза
20 - Всемирный день ребенка
20 – Всероссийский день правовой
помощи
24–30 ноября — Всероссийская неделя
«Театр и дети»
29 ноября — День матери в России
30 ноября – Всемирный день домашних
животных
3 декабря - День Неизвестного Солдата
в России
3 декабря – Международный день
инвалидов
9 декабря – День Героев Отечества
10 декабря – Международный день прав
человека
11 декабря — Всемирный день детского
телевидения
19 декабря – День вечнозеленых
растений
27 декабря – День спасателя РФ
31 декабря - Новый год

События: реальные, происходящие
в окружающем мире, относящиеся к
жизни
ДОУ,
интересы детей,
педагогов,
воображаемые
и
смоделированные педагогами.
1 - День посёлка Персиановский
Тематический день: «Моя малая
Родина - Персиановский»
Тематический день: «Я талантлив»
Тематический день: «Моя малая
Родина – Край Донской»
Праздники: «Хорошо у нас в саду»
1 (14) День ДГАУ
Тематический день: «Мы с бабушкой
и дедушкой лучшие друзья»
Тематический день: «Мы - спасатели»
15 – Всемирный День Мытья Рук
Всероссийский Флешмоб «Всемирный
день мытья рук» (Российский комитет
Всемирной организации по
дошкольному воспитанию (ОМЕП)
«Неделя здоровья»
Праздники: «В гости к Осени»
12 – Синичкин день
Тематический день: «Нас много, мы
разные»
20 - Творческий проект «Мы все
вместе хотим…!» (Российский
комитет Всемирной организации по
дошкольному воспитанию (ОМЕП)
под эгидой ЮНЕСКО)
Тематический день: «День Малыша»
Тематический день: «День Матери»

Тематический день: «Родина гордится
героями»
Тематический день: «Я имею
право…!»
Тематический день: «Мы - спасатели»
Праздники «Новогодний хоровод»

МАЙ

АПРЕЛЬ

МАРТ

ФЕВРАЛЬ

ЯНВАРЬ

32

1-10 января - Новогодние каникулы
7 января - Рождество Христово
11 января - Международный день
«спасибо»
25 января – День российского
студенчества
7 февраля - Международный день
зимних видов спорта
14 февраля — Международный день
книгодарения
21 февраля – Международный день
родного языка
23 февраля - День Защитника Отечества
3 марта - Всемирный день писателя
8 марта - Международный женский
день
21 марта - Всемирный день поэзии
21 марта - Международный день театра
кукол
22 марта - Всемирный день водных
ресурсов
24–30 марта - Неделя детской и
юношеской книги
24–30 марта - Неделя музыки для детей
и юношества
1 апреля - День Смеха, Международный
день птиц
2 апреля - Международный день
детской книги
7 апреля - Всемирный день здоровья
12 апреля - Всемирный день авиации и
космонавтики
12 апреля - День Древонасаждения
12 – 22 апреля - Международный марш
парков
15 апреля - День экологических знаний
22 апреля - Международный день Земли
29 апреля - Международный день танца
30 апреля – День пожарной охраны
1 мая - Праздник весны и труда
9 мая - День Победы
15 мая - Международный день семьи
24 мая - День славянской письменности
и культуры
27 мая - Всероссийский день библиотек

«Семейный праздник Рождество»
Фестиваль сказок: «Рождественская
сказка»

7 февраля 1938 - День образования
Октябрьского района
Тематический день: «Моя малая
Родина»
Зимний спортивный праздник
Развлечения, досуги: «Парад войск»
Праздники: «Поздравляем от души»

Тематическая неделя: «С книгой с
детства я дружу»
Тематическая неделя: «Весёлые
нотки»

«Неделя здоровья»

Проект: «Мы наследники Победы»
Тематический день: «Мы - пожарные»

Проект: «Мы наследники Победы»
Тематический день: «Что может быть
семьи дороже…»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».